Хронологическая таблица истории кинематографа
Читайте также: Краткая история кино.
1826—1834 | Изобретены различные машины для показа движущихся картин: стробоскоп, зоотроп, тауматроп. |
1872 | Эдвард Майбридж демонстрирует бег лошади с помощью 24 камер. |
1877 | Изобретен «Праксиноскоп»; используется во Франции для проекции на экран последовательных изображений в 1879. |
1878—1895 | Марей, французский физиолог, разработал различные типы аппаратов для съемки движений людей и животных. |
1887 | Огюстен ле Пренс получил серию изображений на перфорированной пленке; Томас А. Эдисон, изобретший фонограф, предпринял первые шаги по разработке съемки и показа движущихся изображений для сопровождения записанных звуков. |
1888 | Уильям Фриз-Грин (1855—1921) продемонстрировал первый фильм на целлулоидной пленке и запатентовал киносъемочный аппарат. |
1889 | Эдисон разработал 35-мм пленку. |
1890—1894 | Эдисон изготовил кинетограф для съемки на перфорированную ленту и кинетоскоп для индивидуального просмотра, отснятого материала; коммерческое производство этих устройств началось в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. |
1895 | Братья Люмьер продемонстрировали аудитории за плату фильм о прибытии поезда на станцию. Некоторые зрители в ужасе убежали. |
1896 | Шарль Пате сконструировал граммофон «Берлинер», осуществлял синхронизацию звука на пластинках с изображением на пленке. Отсутствие звукоусиления, однако, снижало эффект такой демонстрации. |
1899 | Эдисон попытался усилить звук с помощью батарей фонографов. |
1900 | Попытки синхронизировать звук и изображение были предприняты Леоном Гомоном (1863-1946) во Франции и Гольдшмидтом в Германии и привели в дальнейшем к созданию в США системы «Витафон». |
1902 | Жорж Мелье снял «Путешествие на Луну». |
1903 | В США снят первый вестерн Эдвина Портера «Великое ограбление поезда». |
1906 | Джордж Элберт Смит (1864—1959) в Великобритании запатентовал первую цветную пленку (Кинемаколор). |
1908 | Вышел на экраны первый российский игровой фильм «Понизовая вольница». |
1907—1911 | Первые фильмы сняты в местечке Голливуд близ Лос-Анджелеса. Во Франции Эмиль Коль экспериментирует с мультипликацией. |
1910 | Посредством киностудий и журналов США киноактеры приобретают мировую известность. |
1911 | В Голливуде основана первая студия «Хорслис Кентавр филм компани», за ней в 1915 последовали студия Карла Лэмля и Томаса Инса. |
1912 | В Великобритании Юджин Лост сконструировал экспериментальную систему записи звука на кинопленку. |
1915 | В США выходит исторический фильм Д. Гриффита «Рождение нации» о гражданской войне в США. |
1917 | Обществом инженеров кино США установлен стандарт формата кинопленки 35 мм. |
1918—1919 | В Германии разработана звуковая система «Три-Эргон», позволявшая записывать звук на кинопленку. Подобная система в США (автором которой был Ли де Форест) носила название «Фонофильм». |
1923 | Демонстрация первого звукового фильма (фонофильма). |
1926 | Выпущен немой фильм «Дон Жуан» с синхронным музыкальным сопровождением. |
1927 | Выходит первый звуковой фильм «Певец из джаза» с несколькими песнями и короткими диалогами (студия «Уорнер Бразерс», Нью-Йорк). Присуждены первые премии Академии киноискусства («Оскар»). |
1928 | Уолт Дисней выпустил первый мультфильм с Микки Маусом «Пароход Вилли». Вышел первый полностью озвученный фильм «Огни Нью-Йорка». |
1930 | Вестерн «Большая тропа» снят и отпечатан на пленке формата 70 мм вместо стандартной 35 мм. Формат 70 мм до сих пор используется, но только для дорогостоящих эпических лент типа «Лоуренса Аравийского». |
1931 | Выходит на экраны первый советский звуковой фильм «Одна» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. |
1932 | Разработана трехцветная технология «Техниколор», применена Уолтом Диснеем в мультипликационном фильме. |
1935 | Бекки Шарп — первый игровой фильм, снятый по технологии «Техниколор» (трехцветной). |
1936 | Снят первый советский игровой цветной фильм «Груня Корнакова». |
1937 | Уолт Дисней снимает первый полнометражный (продолжительностью 82 мин) мультфильм «Белоснежка и семь гномов». |
1939 | На экраны выходит один из самых выдающихся фильмов Голливуда «Унесенные ветром». |
1952 | Синерама, широкоформатное кино, снятое тремя камерами ипроецируемое тремя проекционными аппаратами, появляется в Нью-Йорке. |
1953 | В США появляются коммерческие трехмерное (стерео) кино и широкоэкранный синескоп. Синескоп представлял собой согласованную систему камер и проекторов, производя эффект объема с помощью анаморфотных линз. Аппаратура для стереосъемки была громоздкой, зрители неохотно надевали полагающиеся для просмора очки. Частью технологии была стереозапись звука, ставшая впоследствии нормой. |
1959 | Первый эксперимент использования запаха в кино в фильме Аромат Тайны. Попытка не имела продолжения. |
1980 | Большинство значительных фильмов создаются с помощью стереосистем «Долби». |
1981 | Проведение «Года цветного кино» по инициативе режиссера Мартина Скорсезе с целью привлечь внимание к качеству цветных фильмов, выпущенных после 1950, и не допустить его ухудшения. |
1982 | Уолт Дисней предпринимает первую и весьма эффективную попытку создания полнометражного компьютерного мультфильма «Трон», затраты на который составили 20 млн долларов, с целью пробиться на процветающий рынок фантастических фильмов. Стереокино ненадолго испытало возрождение, в этой технике были сняты «Челюсти-ЗД» и «Пятница, 13-е. Часть 3», принесшие коммерческий успех. |
1987 | Представители компании «Голливуд» обратились в юридическую комиссию сената США с просьбой защитить их фильмы от электронного «окрашивания» — нового способа расцвечивания черно-белых фильмов для телевизионного показа. |
1988 | Роберт Земекис в фильме «Кто подставил кролика Роджера» применил новую технологию сочетания игры актеров с мультипликацией. |
2009 | Вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием 3D-технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм. |